Мы ремонтируем и настраиваем акустические и электрогитары, а так же и бас-гитары, контрабасы, домры, виолончели, балалайки и, конечно же, модные нынче укулеле.
Вот, поступила к нам в ремонт гитара от известного
китайского производителя. Струнодержатель начал отклеиваться. До нас его уже приклеивали, любительским способом.
Клей "Момент" плохо удаляется с дерева!
В процессе склейки струнодержателя захотелось сделать
небольшой обзор этой гитары.
Корпус гитары сделан из трёхслойной фанеры светлых пород
дерева. Нагрузку от натяжения струн, в принципе, выдерживает. Не хуже аналогов недорогих Ibanez и Epiphone.
Трёхслойная фанера гитары
Покрашена гитара с небольшими погрешностями, но в целом –
терпимо.
Филигранная тонкая полоска на границе белого и красного
Гриф окантован белым пластиком. Накладка выкрашена то ли
одним тонким слоем черной краски, то ли морилкой, то ли ещё чем. Местами не прокрашена и выглядит
не аккуратно. Материал накладки, предположительно - толстая фанера.
Мелкий брак покраски накладки гитары
Анкерный стержень – двойной, работает, гриф выгибается. Но
лады, низкого качества и с неровностями, в одну плоскость не выстраиваются. То есть, когда шестую струну ещё желательно приблизить, первая уже ложится на 7, 8 и 9 лады. Нужна радикальная шлифовка ладов. Верхний порожек вставлен без
дальнейшей подгонки, край снизу немного выступает.
Верхний порожек из мягкого пластика
Струны (зачем то) стоят толстые - около 0,012 (1 струна). Колки закрытого типа, alaIbanez.
Колки
В общем, гитара по-своему интересная. Если бы не основные дефекты – неровная накладка и плохо приклеенный струнодержатель не будем, вполне можно было бы на такой учиться игре на
гитаре.
Для гитары, пострадавшей от ударов, падений или просто – от
времени, подходит реставрация, идентичная всем прочим реставрациям деревянных
изделий с лако-красочным покрытием. Следует различать ремонт и реставрацию
гитары. Под ремонтом мы подразумеваем восстановление функциональности гитары,
под реставрацией – восстановление внешнего вида.
Ремонт и реставрация гитары
По уровню реставрации
часто можно судить о уровне гитарного мастера – для овладения тонкостями и
хитростями реставрации нужно иметь богатый опыт, проверенные приёмы и испытанные
вещества.
Реставрация лако-красочного покрытия гитары
Базовый набор материалов для реставрации гитары определяется видами
устраняемых дефектов. Например, шпаклёвка или специальный воск - для заделки вмятин и
трещин; краски, морилки, маркеры для реставрации – для подкрашивания частей
гитары в тон; лак - для восстановления части лакового покрытия и закрепления
подкрашенного участка; мелкая наждачная бумага и полироль – для придания лаку
необходимой степени глянца.
Средства для реставрации гитары
Отдельно хотелось бы упомянуть шпон. Это тонко-порезанная
(от 0,6 мм) древесина различных пород. Шпон используется в кантах гитары в виде
наборных полосок разного цвета. При реставрации он может служить альтернативой
покраске прямых участков гитары (клеится на повреждённую лицевую часть головки
грифа, смотрится красиво) и шпаклёвке сколов (в сочетании с цианокрилатовым
клеем может заполнить и укрепить небольшую трещину). Шпон по листу можно купить тут
шпон
Некоторые дефекты полностью устранить путём реставрации
невозможно. Например, вмятина на грифе, покрытом прозрачным лаком, при
заполнении и последующей полировке выглядит темнее основного цвета дерева (потому,
что она глубже). Или – старые лако-красочные покрытия, потрескавшиеся и
осыпающиеся, нужно либо перекрашивать заново, либо воспринимать, как
специфические «винтажные», свойственные старинным гитарам.
Если не вдаваться в детали, при выборе гитары можно
руководствоваться только одним критерием – качеством её изготовления. Для первых
занятий подойдёт гитара средней ценовой категории. Рассматривать гитары ниже
этой категории не стоит, так как после покупки (скорее всего) сразу же придётся
обращаться к гитарному мастеру. При некотором везении можно недорого купить
неплохую гитару, б.у.
Недорогая, но хорошая гитара б.у.
Теперь – немного подробнее. Существует три основных типа
гитары – классическая, акустическая и электрогитара. Вопреки бытующему мнению,
что начинать обучение нужно на классической гитаре, подойдёт любая - хорошая, отстроенная должным образом гитара.
У классической гитары широкий и плоский гриф. На неё
устанавливаются исключительно нейлоновые струны. Тембр – характерный, объёмный,
мягкий. К грифу и звуку привыкаешь, после чего приходится какое-то время
адаптироваться к другим, более узким грифам и звону металлических струн.
Классическая гитара плохо подходит для игры рок-музыки, на ней сложно делать
«бэнды» и играть в высоких позициях. Лучше всего она приспособлена для игры
классической музыки, а также музыки в стиле фламенко.
Классические гитары
Акустическая гитара имеет узкий гриф с немного закруглённой
поверхностью. Струны устанавливаются только металлические. Корпусы традиционных
гитар (дредноут и джамбо) больше, чем у классических. Имеется важный элемент
регулировки грифа – анкерный стержень. На классических гитарах он встречается
редко. Тембр – резкий, звонкий. Акустическая гитара подходит для блюзово-рокового репертуара.
Отчасти она может заменить электрогитару, если у Вас нет желания связываться с
оборудованием, без которого не обойтись при игре на последней.
Акустические гитары
Электрогитара – предполагает подключение к усилителю.
Соответственно – минимальный комплект для неё – усиливающее устройство и шнур
для подключения. Электрогитара имеет неимоверное количество дизайнов,
комбинаций звукоснимателей и комплектующих. Выбор есть – на любой вкус. Грифы электрогитар примерно такие же, как и на акустических гитарах, разница при переходе с одной гитары на другую почти не ощутима. Вместо третьей струны с навивкой устанавливается цельнометаллическая струна, что позволяет делать красивые широкие бенды. За счет обработки электрогитарного сигнала, на этой гитаре можно получить много различных тембров звучания. Из недорогих гитар (не совсем дешёвых) для начала подойдёт любая, но не
стоит покупать недорогую электрогитару с тремоло-системой типа «Флойд Роуз». Некачественный металл быстро срабатывается и гитара расстраивается после
каждой игры. Список
жанров музыки, в которых участвует электрогитара, не ограничен.
Электрогитары
Кроме описанных выше гитар есть переходные формы,
позволяющие сочетать особенности разных типов гитар. Например, джамбо-гитара Takamine P3FCNс нейлоновыми
струнами.
Очень полезный элемент для всех гитар – вырез под грифом
«кат-эвэй», он позволяет комфортно играть в высоких позициях.
Вырез "кат-эвэй"
Немаловажны также вес и размер гитары. Есть такая её
разновидность, как «трэвэл-гитара», гитара для походов и путешествий. Это
гитары уменьшенных размеров. Звучат они менее выразительно, чем их
полно-размерные аналоги, но в походе это бывает не важно. «Трэвэл-гитарой» может
стать детская гитара размером ½ или ¾ , или гитара с возможностью снять
гриф (то есть, большинство электрогитар).
Трэвэл-гитары
Если Вам нужен совет при выборе гитары – обращайтесь в нашу гитарную мастерскую http://stringwood.net/, всегда будем рады помочь.
Современный рынок гитар демонстрирует неимоверное разнообразие всевозможных форм, видов, моделей и брендов-производителей. Неискушенный покупатель при выборе инструмента легко может впасть в ступор. На первый взгляд все гитары – как гитары, красивые, блестят. Единственное, казалось бы, отличие – стоимость. Попробуем примерно объединить все гитары в три группы, исходя из этого критерия.
1.Откровенно-бюджетные гитары – это гитары, как правило, китайского производства и китайского же авторства. При производстве их экономия ведётся на всём: на дереве – используется фанера; на металлических и пластиковых деталях – мягкий металл служит не долго, мягкий пластик ломается или проминается струной; на дизайне – вместо инкрустированной розетки и кантов – рисунки и наклейки; на аккуратности работ – местами краска ложится не ровно, струны расположены высоко над грифом, сам гриф - не ровный. Представители: гитары Colombo, Eurofon, Adams, Brahner, Brandtone, Stagg, Maxwood...
Бюджетные гитары
2.Средне-бюджетные и неплохие гитары – гитары не только китайского, но и индонезийского или даже корейского производства. Некоторые бюджетные гитары бывают сделаны довольно не плохо. Это выражается и в красивой инкрустации, и в правильности угла грифа, и в использовании качественного дерева (палисандра, красного дерева, массива ели или кедра), а также - более качественной фурнитуры. Изготовлением бюджетных гитар «грешат» и некоторые не бюджетные производители (ESP- LTD, Crafter-Cruzer, Yamaha - Yamaha бюджетная, Cort не бюджетный – Cort, Samick-Greg Bennett). Представители этой ценовой категории: гитары Martinez, Flight, Eufony (правда, не все), Corsa, Woodcraft, Madeira, Walden, Hohner, Oscar Schmidt, Washburn бюджетный, Schecter бюджетный, Fender-Ibanez-Epiphone китайского производства.
Средне-бюджетные гитары
3.Хорошие гитары – тоже бывают не идеальны, не смотря на высокую стоимость. Но на общем фоне набора хороших гитарных компонентов, из которых состоят эти гитары, недостатки их сборки не так существенны. К этим гитарам относятся инструменты американского или японского производства. Названия – у всех на слуху: гитары Gibson, Fender, PRS, Martin, Teylor, Takamine, Epiphone, BC Rich, ESP, Fernandes, Musicman, Jackson, Warwick...
Хорошие гитары
Исходя из практики нашей ремонтной мастерской http://stringwood.net/ , настоятельно рекомендуем всем – при выборе инструмента к "откровенно-бюджетным" гитарам относиться крайне осторожно.
Что такое Флойд Роуз (с ножами, сёдлами и прочим) или, например, рычаг тремоло - знает наизусть каждый гитарист. А вот названия некоторых частей электрогитары почему-то периодически забываются. Поскольку электро-гитара - явление американской культуры, большинство терминов являются заимствованиями из английского. Вот, как правильно называются мелкие детали американских гитар (примерно сверху вниз):
Хэдсток - головка грифа, перо грифа.
Ретейнеры - приспособления на хэдстоке, прижимающие струну между колком и верхним порожком. Бывают "винтажные", "роликовые" и прочие.
Топлок - зажим для струн на хэдстоке. Он же выполняет функцию верхнего порожка.
Локовые колки - альтернатива топ-локу. Колковая механика с зажимом для каждой струны.
Трассрод (ковер) - декоративная пластиковая крышка на грифе, закрывающая отверстие для регулировки анкера. Она же - крышка анкера.
гриф гитары - хэдсток
Инлеи - пластиковые вставки в накладку грифа, разметка ладов (кружки, прямоугольники). Биндинг - окантовка грифа, корпуса гитары. Пикгард - защитно-декоративная пластиковая деталь на деке. Бридж пин - пробка, шпилька - фиксатор струн на бридже акустической гитары. Стреплоки - приспособления для крепления ремня на гитару с замками, не дающими ему слететь. Хардтейл - вид гитарного бриджа с сёдлами и без тремоло. Каждое седло регулируется по мензуре и высоте.
Тюноматик - вид гитарного бриджа с общей регулировкой высоты двумя крайними винтами Стопбар - часть тюноматика. Варп Овер - бридж наподобие тюномоатика, но без стопбара, струны крепятся непосредственно на бридже, снизу, вокруг задней части выходят на "порожки".
Ферулы, феруллесы - металлическиевставки в дерево электрогитары, обеспечивающие плавное прохождение струн сквозь деку и их фиксацию. Бекковер - крышка, закрывающая внутренности тремоло-механизма, расположена сзади деки, преимущественно - прямоугольной формы.
названия частей на деке
Некплейт - металлическая пластина соединения грифа с декой. Джекплейт - металлическое (или пластиковое)оформление гнезда "Джек" в гитаре. Пушпул - потенциометр-переключатель, два в одном. Киллсвитч - кнопка-прерыватель гитарного сигнала. Устанавливается чаще всего любительским способом вместо одного из потенциометров.
разные другие части гитары
Словарь, возможно, будет пополняться по мере поступления в мастерскую http://stringwood.net/ новых специфических заказов
Недавно, глядя на гитару китайского авторства, возникло желание взять в руки лобзик и придать ей кардинально другой вид. С креативностью у китайских дизайнеров проблематично. Это относится в первую очередь к электрогитарам, а ещё точнее - к сочетанию форм деки и хэдстока (головки грифа). Если оставить деку, как есть, можно обратиться к форме "пера" грифа и как-нибудь её преобразовать. Существующие "канонические" формы, конечно, тоже хороши, но интересно проверить, до чего ещё додумались художники гитары.
Популярные формы головки грифа
Дизайн хэдстока должен сочетать три момента. Он должен быть эргономичен, то есть удобен для гитариста. Практичен - чтобы струны проходили и фиксировались как можно естественней и проще, а дерево грифа - выдерживало определённую нагрузку. Ну и третий момент - эстетический. Форма головки грифа обладает особой выразительностью и может совершенно преобразить гитару.
Вот, например, один из вариантов украсить гитару - полностью инкрустировать головку грифа. Решение не простое и, прямо скажем, "рисковое", так как в случае поломки реставрировать повреждённую лицевую часть грифа гитары будет не просто.
А вот в известных (в основном, благодаря Adrian Belew)гитарах Parker всё совсем иначе - от пера грифа осталось только самое необходимое. Что называется, всё гениальное - просто.
Гриф в стиле Parker
Гриф акустических гитар тоже может быть довольно оригинален
Нетривиальные грифы
Не смотря на многочисленные устоявшиеся образы гитар, тема дизайна гитарных грифов по прежнему открыта. Это, конечно, только радует!
Разные необычные дизайны хэдстоков
В удачном сочетании традиционной формы корпуса с "дизайнерским" грифом гитара и приобретает ту уникальность, ради которой её хочется приобрести, даже не послушав.
Стильные гитары
За стильными гитарами, сделанными под заказ - полностью или на основе какой-либо модели, обращайтесь к нашим мастерам http://stringwood.net/
По дошедшим до нас сведениям, первая гитара, появившаяся в
Европе, обладала четырьмя струнами. На ранних гитарах струны были сдвоены, как на их прообразе - мавританском уде. Затем добавили пятую
струну, а немного позже – шестую. От сдвоенных струн отказались. В таком виде
гитара стала известна, как испанская.
Старинные гитары
Но на этом европейские гитаристы, как известно, не
остановились. Желание расширить диапазон гитары привело к появлению 7-, 8-, 9-, 10-струнных, двух-грифовых и прочих «нетипичных» гитар. Чего-то европейским
мастерам в гитаре не доставало. Модификации гитары происходили постоянно.
Эксперименты с гитарами
Во второй половине 20 века, после некоторого затишья, музыканты и мастера вроде бы решили вернуться к экспериментам с гитарой
и количеству струн на ней. Вновь появились акустические гитары с 8, 9, 10
струнами, вспомнили или заново изобрели некоторые уже существовавшие мульти-струнные гитары.
Акустические гитары XX века
Электро-гитара довольно долго продержалась с традиционными 6
струнами. Она была новым, ещё интересным инструментом, и пока не нуждалась в
каких-то дополнительных усложнениях. Впрочем, со временем появились гитара Уора
и Стик Чепмена, демонстрируя уже известную тенденцию – струн что-то маловато. А
также вернулась к жизни старинная идея – «два в одном» - идея двух-грифовой гитары.
Многострунные электрогитары XX века.
И вот, в начале уже 21 века, стали массово производиться 7,
8, 9 и 10 струнные электро-гитары. Шестиструнная электрогитара кому-то, похоже,
начала надоедать.
7, 8, 9 и 10 струнные электрогитары
Впрочем, число струн на арабском уде – предшественнике
европейской гитары, тоже не стабильно, и варьируется от 4 до 7. Классика – 4 струны
(или 4 пары струн) Гитару, наверное, тоже справедливо было бы считать
инструментом с неопределённым количеством струн. (Классика – 6 струн). Вобщем, каково
должно быть количество струн на гитаре – каждый решает сам для себя. И главное,
конечно, не инструмент, а музыкант,
который на нём играет.
Устанавливаем пьезо-датчик и встраиваем предусилитель в
корпус акустической гитары.
В данном примере рассмотрим звукосниматель, предназначенный для установки под
нижний порожек. Пьезо-звукоснимателей такого типа бывает два – для классической гитары и для акустической. Они немного различаются размерами.
пьезо-звукосниматели
Сигнал, выходящий из пьезо-звукоснимателя, довольно слабый и
нуждается в дополнительном усилении. Для
этого прямо в корпус гитары монтируется усиливающее устройство, питающееся от
гальванического элемента.
пьезо-преамп. комплект
Собственно, эти два элемента - звукосниматель и преамп - нам и нужно установить на нашу
гитару. Начнём с установки пред-усилителя на боковую сторону гитары. Изгиб
панели нашего преампа должен максимально совпасть с изгибом обечайки – таким
образом выбираем место его расположения. Вырезаем из бумаги макет панели
пред-усилителя и фиксируем его на обечайке, точно измерив все расстояния сверху
и снизу – чтобы не было перекоса панели.
разметка обечайки
Чтобы не вырезать макет – можно просто наметить место выреза
малярным скотчем . Максимально точно переносим внутренние габариты
пред-усилителя на скотч. Переносим с помощью шила разметку на поверхность обечайки. По краям снова клеим скотч - для сохранности лака вдоль выреза, и как ориентир для вырезания. Вырезаем отверстие в обечайке. (Понадобится Dremel с соответствующей насадкой или острый нож).
разметка обечайки скотчем
Делаем ещё одно отверстие в обечайке – для крепления разъёма
под «Джек».
выход - джек 1/4
Для установки самого пьезо-датчика нужно просверлить
отверстие в выемке струнодержателя, со стороны шестой струны.
отверстие для звукоснимателя в бридже гитары
Устанавливаемые в данном примере пьезо-звукосниматели имеют
собственную высоту – около 2 мм. Поэтому, если гитара была правильно отстроена,
на эту же величину нужно уменьшить высоту нижнего порожка.
пьезозвукосниматель под нижним порожком
Монтируем все элементы. Если крепление пред-усилителя
осуществляется простыми шурупами, в отверстия под шурупы капаем клей, после
чего вкручиваем сами шурупы. Два провода крепим внутри корпуса крепёжным
зажимом на скотче. Место крепления предварительно хорошо протираем от пыли.
крепление коммутации в корпусе гитары
Теперь наша гитара приобрела статус электро-акустической.
электро-акустическая гитара
Превращение в электро-акустическую гитару выполнено мастером гитарной мастерской http://stringwood.net/
Электрогитара, как вид, возникла сравнительно недавно. Не прошло
и ста лет с момента появления в продаже первого экземпляра этого музыкального инструмента. Появившийся во второй половине 20 века спрос
на электрогитары обусловил возникновение
целой индустрии их производства. За такой короткий промежуток времени электрогитары бурно
эволюционировали, чуть ли не по всем канонам теории Дарвина. В результате
естественного отбора выделились «классические» электрогитарные формы – с устоявшимися привычными дизайнами.
Нормальные гитары
При этом многие менее известные сегодня экспериментальные
электрогитары, производимые в разных
странах мира, образовали свою не менее представительную группу. Такие гитары сегодня называются «винтажными».
Отличительные особенности их внешнего вида – эти гитары яркие, вычурные,
стильные, многоэлементные или, наоборот, - с минималистичным дизайном. Для
любителей коллекционировать, винтажные электрогитары - это просто
клондайк!
Винтажные гитары
В рамках одного поста эту тему, конечно, не раскрыть.
Поэтому предлагаем вкратце ознакомиться с некоторыми образцами данных гитар.
Американские винтажные гитары - это гитары примерно 1960-1970 годов, производства таких компаний, как Silvertone, Danelectro, Valco, Airline
(EastwoodGuitars),
Mosrite,Harmony,
Kay, Hallmark. Все эти компании
взаимодействовали между собой, что сегодня может вызвать путаницу в определении
авторства какой-нибудь модели. Некоторые электрогитары были задуманы, как гитары
для начинающих гитаристов и отличались недорогой стоимостью (по сравнению
с Fenderили Gibson). При этом они были вполне качественно сделаны.
Вот линейный ряд основных моделей Silvertone: U1, U2, 1448, 1451, 1452, 1457
Электрогитары Silvertone
Дизайн образцовых американских «винтажных» гитар отличается
сдержанным минимализмом, за некоторыми исключениями (например, футуристические гитары Airline).
Американские винтажные гитары
А в это время в Европе… Интерес к электрогитарам в Европе
был не менее слаб, чем в Америке. Электрогитарный
бум поддерживался производителями гитар - фирмами Eko (Италия), Vox (Англия), Egmond (Голландия), Framus (Германия), Hangstrom (Швеция). Многие из них до электрогитар уже производили какие-нибудь музыкальные
инструменты (например, аккордеоны). Создавая новые
виды гитар, европейские производители, конечно, ориентировались на имеющиеся американские образцы, но во
многом их продукция была довольно самобытна.
Европейские винтажные гитары
Завораживающая электроника гитары-органа Vox
Гитара-орган VOX
Огромный вклад в дело производства «винтажных» гитар внесли
японские гитарные мануфактуры. Первые японские гитары были копиями американских и европейских. Но через некоторое время
гитары с названиями Teisco, Prestige, Sekova, Greco, Guyatone обрели своё лицо. В целом для
японских гитар тех времён характерно обилие всевозможных переключателей,
инновационные сеты звукоснимателей и яркий внешний вид
Японские винтажные гитары
Кульминацией всевозможных модельных рядов японских гитар можно
считать супер-гитару Teisco Spectrum 5.
Супергитара Teisco Spectrum 5
«Винтажные» гитары стран так называемого соцлагеря по
экономическим (или экономико-политическим) причинам были сделаны не очень
качественно. На дизайн многих гитар производства СССР наложили отпечаток те же
итальянские и японские электрогитары.
(Американские «канонические» гитары из идеологических соображений,
похоже, в качестве образца не рассматривались).
Советские электрогитары
Впрочем, оригинальность некоторых гитар СССР всё же не
вызывает сомнений. Вот, например, сюрреалистичные гитары Алгина, Кранк, Тоника,
Стелла и Урал. Аналогов в природе не встречается. (Хотя есть мнение, что разработчики
гитары Урал просто сделали перевёрнутую копию японской YamahaSGV - кроме формы пера грифа
и одного из «рогов», это всё-таки разные гитары).
Оригинальные советские электрогитары
Лично мы (http://stringwood.net/), как, впрочем, и многие другие гитарные мастера, особенно любим иметь дело с этими гитарами.